Первое ныне известное упоминание о Семежево относится к 1582 году. Владельцем земель был род Олельковичей, а территория относилась к Великому Княжеству Литовскому в составе Речи Посполитой. С этого же момента населенный пункт имеет статус местечка – еще не город, но уже и не деревня.
Семежево находится на острове между реками Морочь и Мажа (возможно, и название произошло от последней), в 40км от Слуцка, в 30км от Копыля и в 140км от Минска. В документах говорится о том, что местечко было заселено привезенными из других регионов людьми. За это переселение им были дарованы особые льготы. В частности, позже, в составе Российской Империи, Семежево было свободно от барщины.
Видимо, этот факт привел к некоторой изоляции жителей поселения от соседей – до самой революции 1917 года Семежевцы старались не бракосочетаться с людьми из соседних деревень, это считалось непрестижным. Новые фамилии в Семежево начали появляться только в период коллективизации, что делает очень удобными генеалогические исследования.
В 1622 году Семежево перешло во владение рода Сапег, во второй половине 17 века – к Полубинским, и наконец, в 1685 — к Радзивиллам, которым принадлежало до 1917 года.
Любопытно, что в 1622 году некоторые современные улицы носили другие названия. Так улица Мостовая называлась Пристанной (пол. «Przystanska», видимо, мост через реку Морочь еще построили), улица Новая называлась Савсулёвской, а также была не сохранившаяся до наших дней улица «на Церквище» (пол. «na Cerkwisczu») из 7 домов.
Кстати, в середине 19 века в местечке также фигурировали не сохранившиеся до нашего времени названия улиц — Леоновская и Валентиновская (см. инвентарь 1846 года, НИАБ 694/2/8642). Где они были расположены и что с ними стало позже — неизвестно.
После раздела Речи Посполитой в 1793 Семежево перешло в состав Российской Империи, позже – в состав БССР, и после 1991 года – в состав Республики Беларусь.
В конце 20 века Семежево было объединено с несколькими соседними поселениями, а в 2006 году приобрело статус агрогородка.
Вот небольшая статистика по размерам поселения:
- По инвентарю 1622 года, в Семежево было 193 дома.
- По инвентарю 1730 года — 253 дома.
- По инвентарю 1777 года — 244 дома.
- По данным ревизской сказки 1811 года – 269 домов, 464 мужчины.
- По данным ревизской сказки 1858 года – около 220 домов, 623 мужчины, 707 женщин.
- По данным сельсовета 2014 года – около 700 заселенных домов (и еще 300 пустующих), 1200 жителей (правда, эти данные включают и присоединенные деревни, например, Подмажье, и несколько других).
До конца 19 века население почти не росло: очень большая смертность из-за болезней, что видно из метрических книг. Вот, к примеру, выписки формулировок причин смерти за 1830ые годы: по нарождению, чрез перемерзление, з натуральной болезни, з вырода, з болезни бруха, умер наглою смертию, з кадучной болезни (из/от кадушия), с головной болезни, с колика, с диерии, с кашля, от перуна, с опуха, с оспы, от дифтерии, от горячки, от чехотки, от кашля, с одра, с гнилой горячки, с желудка, утонул, от болезни грудь, с оспы, с детинца, от шкарлатины, от нутронной болезни, от поноса, от вреда, от колтуна, от неизвестной болезни, по старости.
Медицина еще не была развита, крестьян никак не лечили, а свирепствовавшие эпидемии выкашивали не только самый подверженных – новорожденных детей, но и целые семьи.
Пик населения Семежево относится к послевоенному времени, с 1970х наблюдается спад (согласно тому, что я видел, анализируя домовые книги 1944-1990). Очень много молодых людей уезжает жить в близлежащие города, а в деревне остаются только старики (по крайней мере, такая ситуация на лицо при изучении семей Курпанов).
Современное Семежево
Семежево является родиной известного белорусского ученого Михаила Степановича Высоцкого, на протяжении 35 лет главного конструктора Минского автозавода. Его дом ныне открыт как музей.
Другим музеем, работающим в Семежево, является Музей ткачества – исконной специализации местных жителей. Помимо экспонатов в музее работает кружок для детей – их обучают мастерству на традиционных ткацких установках.
До 1930 годов в Семежево была православная церковь (до 1839 года – униатская), разобранная большевиками, а ныне местные являются прихожанами Киевичской церкви – находящейся в паре километров.
Ныне в поселении есть магазин, торгующий как продуктами питания, так и хозяйственными товарами, и даже бытовой техникой; еще один продуктовый магазин; кафе; 11-летняя школа; дом культуры, регулярно проводящий праздники и дискотеки; отделение банка и здание сельсовета (к сельсовету прикреплены и некоторые соседние деревни). Недавно в Семежево был проведен газопровод.
Присутствуют памятник и братская могила воинов Великой Отечественной Войны, а также памятник движению за независимость Беларуси 1920х годов.
Бывший колхоз преобразован в акционерное общество и исправно функционирует. Вокруг Семежево – бескрайние возделываемые поля.
В полях – множество дотов 1930х годов, так называемая Линия Сталина.
Новогодний обряд “Колядные Цари”, возникший в Семежево как минимум, 100 лет назад (официальные источники утверждают, что не менее 200 лет), занесен в список нематериального наследия ЮНЭСКО. На 13-14 января группа местных жителей одевается в специальные костюмы, обходит каждый дом, разыгрывая в нем стихотворное представление – ниже есть видео об этом обряде. Сейчас используется один текст и сюжет представления, хотя по словам Н.М.Варвашени, уроженца Семежево, в начале 20 века на каждой улице была своя версия праздника, с разными текстами и костюмами.
За свое путешествие, проехав на автомобиле мимо десятков белорусских деревень, а также обойдя соседнюю деревню “Червонная Дубрава”, я сделал вывод, что Семежево можно отнести к наиболее развитым современным сельским поселениям в Беларуси (в других поселениях нет такой инфраструктуры, как тут, да и постоянно живет существенно меньше людей).
Рекомендую обязательно ознакомиться со статьей Феликса Сцепуры – как я понял, именно этот текст является первоисточником большей части современных суждений о истории Семежево даже для самих жителей поселения.
Статьи о Семежево
- Этнографический очерк местечка Семежова (священник Феликс Сцепура, 1880 год)
- Русско-нищенский словарь местечка Семежево (священник Феликс Сцепура, 1880 год)
- Фрагмент этой же статьи Сцепуры + выдержки из составленного им словаря цеха нищих
- Освобождение деревни Семежево от немецко-фашистских захватчиков 2-3 июля 1944 года
- Список семей и карты Семежево 1777 года (сканы из НИАБ ф694/о2/д8437)
Видеоматериалы о Семежево
- Фильм о Семежево «Четыре столетия памяти», Беларусьфильм, 1985 год.
- Семежевский обряд «Калядныя Цары», внесенный в список нематериального наследия ЮНЭСКО. Белорусский видеоцентр, 1997 год.
- Передача из цикла «Новыя падарожжы дылетанта». ЗАО «Столичное телевидение», 2008 год.
Семежево на карте
Ресурсы в сети о Семежево
- Семежево на сайте Копыльского райисполкома
- Статьи в Википедии:
Копыльский район
Семежевский сельсовет
Цари Коледы - Цари Коледы на сайте ЮНЭСКО
- Семежевская школа
- Сообщества в социальных сетях:
https://vk.com/club56686299
https://vk.com/club43318106
https://www.odnoklassniki.ru/group/50867469877314
https://www.odnoklassniki.ru/semezhevoi